Программа Правительства Кыргызской Республики развития сферы туризма на 2019-2023 годы

Приложение 1

 

Программа
Правительства Кыргызской Республики развития сферы туризма

на 2019-2023 годы

 

I.Введение

Сфера туризма является одной из приоритетных и экспортно-ориентированных отраслей экономики Кыргызской Республики.

Программа Правительства Кыргызской Республики развития сферы туризма на 2019-2023 годы (далее – Программа) отражает современные мировые тенденции в сфере туризма и текущую ситуацию в туристской индустрии республики.

В Программе на системной основе определены цели, задачи, мероприятия с конкретными сроками, ответственными исполнителями и финансовыми ресурсами для достижения эффективных результатов в сфере туризма.

Принимая во внимание динамичный рост туризма в современном   мире, его ощутимое мультипликативное воздействие на другие секторы экономики, благосостояние общества и окружающую среду, туристическая отрасль Кыргызской Республики в перспективе должна стать одним из приоритетных направлений развития экономики страны.

В Программе и в Плане мероприятий большое внимание уделено социально-экономическому развитию регионов страны, которые являются локомотивом развития туристической отрасли.

Учитывая актуальность развития регионов, Программа направлена, прежде всего, на повышение уровня жизни населения и реализацию его возможностей, на устойчивость и воспроизводство окружающей среды, на расширение многообразия культурных форм жизни на местах.

2019 год Президентом Кыргызской Республики Жээнбековым С.Ш. объявлен Годом развития регионов и цифровизации страны, в соответствии с которым Программой уделяется внимание цифровизации сферы туризма и дальнейшему продвижению туристических возможностей страны, а также основным направлениям Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на  2018-2040 годы.

Многовековая история кыргызского народа, полная драматизма и героических событий, великий эпос «Манас», самобытная духовная  культура, уникальные традиции и обычаи, гостеприимство и простота людей,  сохранившаяся природа и чистая экология величайших горных вершин и плодородных долин – это визитная карточка для развития всех видов туризма в Кыргызстане.

Карта приоритетных природных и историко-культурных объектов на территории Кыргызской Республики 

См. графическую копию рисунка.

  1. Буранинский историко-культурный комплекс «Башня Бурана»;
  2. Городище Красноречинское;
  3. Городище «Ак-Бешим»;
  4. Наскальные изображения на северном побережье озера Иссык-Куль;
  5. Сан-Ташский могильник;
  6. Каньон «Сказка»;
  7. Сокральное место «Манжылы-Ата»;
  8. Мертвое озеро;
  9. «Таш Рабат»;
  10. Могильник «Кок-Таш»;
  11. Озеро «Сон-Куль»;
  12. Государственный природный парк «Ала-Арча»;
  13. Историко-культурный и природный музей – заповедник «Сулайман-Тоо»;
  14. Узгенский историко-культурный комплекс «Узген»;
  15. Историко-культурный комплекс «Шax Фазиль», мавзолей «Шах-Фазиль»;
  16. Мавзолей «Арслан-Боб»;
  17. Сары-Челекский государственный биосферный заповедник;
  18. Гумбез «Идрис Пайгамбар»;
  19. Кыргызский национальный историко-культурный комплекс «Манас-ордо».

II.Мировые тренды рынка и текущее состояние туризма в Кыргызской Республике

В современном мире туризм является одним из быстроразвивающихся секторов мировой экономики. Туризм играет важную экономическую роль во многих государствах мира, пополняя бюджеты, содействуя региональному развитию и улучшая социально-экономическое положение местного населения.

По данным Всемирной туристской организации ООН (далее – ЮНВТО), по итогам 2016 года число международных туристов составило 1,23 млрд человек, доходы от туризма – 1,5 трлн долл., объем ВВП – 7,2 трлн долл. или 10 % мирового ВВП, 270 млн человек занято в сфере туризма, что составляет 8 % мировой рабочей силы.

 Международные туристские прибытия (млн чел. ЮНВТО)

  1990 г. 2010 г. 2017 г. Рост
Всего в мире 435 950 1 326 304 %
Европа 261 489 672 257 %
Азия и Тихоокеанский регион 56 206 323 576 %
Американский регион 93 150 211 226 %
Африка 15 50 63 420 %
Ближний Восток 10 55 58 580 %

Самые высокие темпы роста международных туристов отмечаются в Азии и Тихоокеанском регионе, вследствие чего наблюдается планомерный рост удельного веса (числа туристов) в данном направлении.

Согласно прогнозам ЮНВТО, количество туристов к 2020 году составит 1,4 млрд человек, а к 2030 году достигнет 1,8 млрд чел. В связи с этим сегодня многие развитые и развивающиеся страны предпринимают активные меры, чтобы занять свою нишу на мировом туристическом рынке.

В мире осуществляется активное развитие различных видов альтернативного туризма: образовательного, экологического, приключенческого, сельского, спортивного, духовно-паломнического. В сфере массового туризма самыми перспективными направлениями, согласно исследованию Tourism 2020 Vision (ЮНВТО), являются: приключенческий, водный, экологический, культурно-познавательный и тематический виды туризма.

Согласно данным ЮНВТО, основными туристическими целями были: досуг и отдых (53 %); родственники, лечение и религия (27 %) и деловые поездки (14 %).

Расходы граждан различных стран (млрд долларов)

Китай 261
США 122
Германия 81
Великобритания 64
Франция 41

Кыргызская Республика обладает высоким туристическим потенциалом и рядом благоприятных условий для успешного развития туристического сектора.

Согласно данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики (далее – Нацстатком), в 2017 году экспорт туристических услуг составил 418,2 млн долларов (в 2016 году – 415,6 млн долларов), импорт – 345,6 млн долларов (437,3 млн долларов), число прибывших туристов – 4,567 тыс. человек (3,833 тыс. человек).

В основном туристы приезжают в Кыргызскую Республику из стран СНГ: Республика Казахстан (65 %), Российская Федерация (17 %), Республика Узбекистан и Украина (5-6 %), которые преимущественно посещают озеро Иссык-Куль в летний период. Туристов, прибывающих из Европы и дальнего зарубежья, в основном привлекает горный, приключенческий, исторический и другие виды туризма.

Основные параметры развития сферы туризма в Кыргызской Республике за 2010-2017 годы

Показатели 2010 г. 2014 г. 2017 г.
Валовая добавленная стоимость в сфере туристической отрасли к ВВП (млн сом.) 8241,5

(3,7 %)

17 318,2 (4,3 %) 25141,7

(5 %)

Инвестиции в основной капитал в сфере туризма (млн сом.) 6951,7 10 635,3 24849,4
Импорт туристических услуг (расходы граждан Кыргызстана за границей, млн долл.) 259,9 377,3 345,6
Экспорт туристических услуг (доходы от приема иностранных граждан, вкл. СНГ, млн долл.) 271,7 408,1 418,2
Туристы, прибывшие из стран дальнего и ближнего зарубежья (тыс.чел.) 1224,1 3 790,8 4567,4
Прибывшие граждане, на которых распространяется действия Закона Кыргызской Республики о безвизовом режиме (чел.) 83 989 98683

В настоящее время в Кыргызской Республике существует безвизовый режим для 45 стран.

С сентября 2017 года, в рамках программы цифровой трансформации «Таза Коом» запущена система «Электронная виза». Данная мера позволяет упростить получение визовой поддержки иностранными гражданами непосредственно при пересечении Государственной границы Кыргызской Республики, с использованием электронной визы. Также заявитель может получить электронную визу в течение 72 часов после подачи заявления.

На положительную динамику статистических данных повлияли проведенные в период 2014–2018 гг. Всемирные игры кочевников, внесшие огромный вклад в культурное и духовное обогащение общества, в познание истории кочевой цивилизации кыргызского народа. Всемирные игры кочевников создали благоприятный имидж Кыргызстана, как перспективной туристической страны в Центрально-Азиатском регионе. Престижные мировые средства массовой информации, такие как «Forbes», «Global Spots 2013», «World travel and tourism council», «Geographic Traveler Awards», «National Geographic Traveler», «National Geographic», «Financial Times», «The Guardian» уделили огромное внимание всемирным Играм. Кроме того, международные издательства «The Guardian» и «Lonely Planet» включили Кыргызстан в топ 10 и 5 рекомендуемых стран мира для посещения в 2019 году.

Согласно данным ЮНВТО, Кыргызстан возглавил список стран, в которых произойдет рост ВВП в ближайшие 10 лет на уровне 8,2 % и увеличение количества туристов до 7,0 млн человек.

В настоящее время сфера туризма регламентируется Законом Кыргызской Республики «О туризме» от 25 марта 1999 года № 34, который определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы туризма и направлен на реализацию прав граждан на отдых, досуг и развитие предпринимательской деятельности.

На данном этапе в сфере туризма осуществляют деятельность Межведомственная комиссия по координации вопросов развития туризма и советы по развитию туризма в областях. Вместе с тем, работу указанных органов необходимо усилить с возможностью придания им дополнительных полномочий и ответственности.

III. Стратегические ориентиры и проблемы развития туризма

Туристическая индустрия республики должна стать приоритетом в развитии страны, способствующим улучшению имиджа Кыргызстана, как страны туризма. Туристическая индустрия должна соответствовать международным стандартам сервиса и бережно использовать имеющийся природный потенциал страны.

Важное значение приобретает устойчивый туризм (включая экологический туризм), который признан сегодня  ключевым фактором для устойчивого развития.

Устойчивый туризм, прежде всего, решает социально-культурные, экологические и экономические проблемы, предполагая:

– сохранение культурных ценностей, самобытности нации, что является фактором сближения народов мира;

– обеспечение оптимального использования природных ресурсов, являющихся основой развития туризма;

– привлечение к устойчивой занятости местное население, способствуя тем самым расширению экономических возможностей местных жителей и сокращению бедности.

Сфера туризма Кыргызской Республики в настоящее время имеет устойчивую тенденцию роста. К 2023 году вклад туризма в ВВП достигнет уровня 7 %.

В этом плане стратегическими точками опоры развития туризма станут:

  1. Маркетинговая деятельность, где основные усилия будут направлены на продвижение Кыргызстана, как центра туризма в Центрально-Азиатском регионе. Политика будет направлена на изучение и использование потенциальных туристических рынков, обеспечивающих 10-процентный приток туристов.
  2. Цифровизация сферы туризма. Данная мера откроет возможности и тренды для включения сферы туризма в единую базу экономического воспроизводства, учета прибывающих туристов и получения ими всей необходимой информации о туристической инфраструктуре страны.
  3. Развитие туризма в регионах страны. Именно регионы Кыргызской Республики должны стать центрами развития туризма. Данная стратегическая цель полностью отражает цели и задачи развития регионов, заложенные в Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы.
  4. Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в сфере туризма и привлечения инвестиций, для чего продолжится работа по упрощению процедуры налогообложения и улучшению инвестиционного климата.
  5. Развитие туризма на основе разнообразия богатой духовной культуры кыргызского народа, уникальных традиций, обычаев и ремесел.

Вместе с тем, инфраструктура туризма в настоящее время характеризуется следующими проблемами:

– недостаточная развитость инфраструктуры туристических и рекреационных зон;

– низкое качество автомобильных дорог, ведущих к популярным туристическим объектам;

– недостаточный объем государственных капитальных вложений в туристическую инфраструктуру;

– отсутствие в государственных органах единой информации об инфраструктуре туризма;

– отсутствие географических указателей на иностранных языках;

– отсутствие GPS-системы навигации для туристических объектов и туристических маршрутов;

– нехватка гостиниц уровня 4-х и 5-ти звезд, объектов придорожного сервиса, специализированных средств размещения для любителей приключенческого туризма, современных бизнес- и конгресс-центров и т.д.;

– недостаточное наличие прямых авиамаршрутов, связывающих Кыргызстан с основными туристическими рынками;

– несоответствие международным стандартам уровня сервиса в аэропортах, как местного, так и международного значения (процедуры по обслуживанию пассажиров в аэропорту, большие очереди, задержка багажа, услуги такси);

– наличие сложностей при оформлении специальных разрешений в приграничных территориях для посещения объектов туризма;

– низкий уровень подготовки кадров для туристической отрасли;

– отсутствие разработанных туристических маршрутов в особо охраняемых природных территориях.

Воздушный транспорт для туристов является более предпочтительным видом транспорта. Расширение сети воздушных сообщений увеличивает доступ к мировым туристическим рынкам. Для развития туризма необходимы развитая сеть авиалиний и современные аэропорты. В республике функционируют четыре аэропорта, имеющие международный статус, деятельность которых необходимо оптимизировать. Объем перевозок туристов воздушным транспортом увеличился с 0,46 млн человек – в 2010 году до 1,8 млн человек – в 2017 году.

Развитие туристической индустрии потребует высокопрофессиональных кадров. В республике функционируют 15 вузов, 2 средних профессиональных учебных заведения и 21 профессиональный лицей, которые ведут обучение по направлениям «Туризм», «Социально-культурный сервис и туризм», «Менеджмент туризма».

Вместе с тем, уровень подготовки кадров требует современных и международных стандартов обучения, разработки соответствующих учебных программ в сфере туризма. Необходимо разработать механизмы взаимодействия субъектов предпринимательства и местного населения с прибывающими туристами.

Следует провести полную инвентаризацию туристических объектов на предмет отношения к собственности, действующих, находящихся на стадии строительства, и бездействующих.

Количество санаториев и учреждений отдыха

2010 г. 2017 г.
1 Туристические гостиницы, базы 7 10
2 Санатории-профилактории 8 10
3 Пансионаты отдыха 72 101
4 Пансионаты с лечением 1 5
5 Спортивно-оздоровительные лагеря 5 9
6 Базы и другие учреждения отдыха 6 7
7 Санатории 15 13
8 Детские санатории 6 6
9 Дома отдыха 11 5
10 Детские оздоровительные комплексы 29 24
Всего 161 190

Необходимо разработать методику учета и разграничения туристов, прибывающих на территорию Кыргызской Республики. В настоящее время отсутствует четкий учет численности туристов, данные Национального статистического комитета Кыргызской Республики, Государственной пограничной службы Кыргызской Республики и Министерства культуры, информации и туризма Кыргызской Республики имеют значительные расхождения.

Сфера туризма в Кыргызской Республике должна быть экологически ориентированной и развиваться с учетом актуальных экологических требований. Вместе с тем существуют следующие проблемы:

– загрязнение окружающей среды, в частности, бытовыми отходами;

– отсутствие норм и правил использования земель, на которых разрешена рекреационная деятельность, на особо охраняемых природных территориях для развития инфраструктуры в сфере туризма;

– несоблюдение правил посещения и охраны окружающей среды на объектах особо охраняемых природных территорий.

IV.Факторы, способствующие развитию туризма

Основными факторами, способствующими развитию туризма в Кыргызстане, должны стать следующие источники:

–устойчивая политическая стабильность и открытая внешнеполитическая деятельность;

– либеральное законодательство;

– природа и экология;

– транспортная, дорожная и информационная инфраструктура;

– особенности национальной культуры и истории;

– человеческий фактор;

– общественная безопасность.

Кыргызстан – уникальная страна, расположенная в эпицентре огромного Центрально-Азиатского региона. Отличительной особенностью страны в геополитическом плане является приверженность к многополярному международному сотрудничеству и открытость для мирового сообщества.

Немаловажную роль для развития туризма играет стабильность внутриполитической обстановки в стране.

Законодательство страны в настоящее время регламентируется действующим Законом Кыргызской Республики «О туризме», принятым еще в 1994 году и сыгравшим свою историческую роль. В перспективе в Закон необходимо внести существенные изменения, адекватные реалиям настоящего времени.

Кыргызстан обладает первозданной природой и чистой экологией. В стране насчитывается более 750 озер и около 40000 больших и малых рек, обитают более 80 видов животных и произрастают 4000 видов растений.

На территории Кыргызстана расположены одни из крупных высокогорных озер мира, такие как Иссык-Куль, Сон-Куль, Чатыр-Куль и Сары-Челек, а также крупнейшая водная артерия реки Нарын, питающая большую часть территории Центральной Азии.

Кроме того, на территории республики расположены одни из высочайших горных вершин: пик Победы, пик Ленина, пик Хан-Тенгри, высота которых превышает 7000 метров над уровнем моря.

В стране имеются крупные транспортные развязки и высокогорные автомагистрали, которые в будущем станут привлекательными туристическим объектами: трасса Бишкек-Ош, Бишкек-Торугарт, строящаяся автомагистраль Север-Юг.

Значительную часть туристов сегодня привлекают именно особенности национальной культуры, истории и искусства кыргызского народа: Великий кыргызский каганат, самый крупный в мире эпос «Манас», Великий шелковый путь, особенности народно-прикладного ремесленного искусства, самобытность и оригинальность  юрты, соколиная охота, конная игра «Кок-Бору», произведения выдающегося  мирового писателя Чынгыза Айтматова, ставший известный всему миру проект – Всемирные игры кочевников, а также исторические памятники прошлого, такие как башня «Бурана», комплекс «Манас-Ордо», «Сулайман-Тоо», «Таш-Рабат», историко-культурный комплекс «Узген» и т.д.

Особая роль в развитии всех видов туризма в конечном итоге отводится человеческому фактору, а именно, рядовым жителям страны.  Народ Кыргызстана обладает великим даром гостеприимства, открытости к человеческому общению и толерантности. Об этих качествах народа известно далеко за пределами страны, и эти высокие качества наших жителей создают великолепный туристический имидж страны.

 V.Задачи Программы

 Для успешной реализации Программы, прежде всего, необходимо решить ряд концептуальных задач, это:

– улучшить систему государственного управления и создать благоприятную законодательную среду для развития туризма;

– в целях эффективной реализации государственной политики в сфере туризма и рационального использования государственных объектов санаторно-курортных организаций создать хозяйствующий орган;

– обеспечить финансирование уполномоченного государственного органа в сфере туризма на основе программного бюджетного финансирования, для повышения результативности и эффективности его работы;

– внедрить систему кластерных подходов в туризме;

– с учетом возрастания численности туристов обеспечить рост налоговых поступлений в бюджет;

– разработать перечень и методологию сбора и расчета дополнительных показателей в сфере туризма в соответствие с методиками, применяемыми международными организациями – ЮНВТО, Всемирным советом путешествий и туризма (WTTC);

– внедрить международные стандарты системы классификации средств размещения (гостиницы, мотели, гостевые дома) для придания им статуса в соответствии с современными требованиями;

– модернизировать аэропорты международного и местного значения «Манас», «Ош» и «Иссык-Куль»;

– реабилитировать автомобильные дороги республиканского значения, ведущие к туристическим кластерам: Бишкек-Ош, Бишкек-Нарын-Торугарт, Бишкек-Балыкчы-Тамчы, Север-Юг, Ош-Баткен-Исфана, Талас-Тараз;

– обеспечить строительство и реабилитацию муниципальной, в том числе, туристической инфраструктуры в регионах, а также модернизацию систем навигации к туристическим объектам и маршрутам;

– разработать действенные областные и районные планы действий по развитию придорожной инфраструктуры: объекты сервисного обслуживания (пункты общественного питания, технического обслуживания, медицинские пункты), знаки и указатели на кыргызском, русском и английском языках;

– обеспечить реабилитацию инфраструктуры очистных сооружений для туристических объектов и маршрутов;

– принять меры по сохранению и популяризации объектов историко-культурного наследия, расположенных в регионах;

– на системной основе проводить исследования по формированию спроса на отечественном рынке туристических услуг, определению для отечественного туристского продукта новых потенциальных мировых рынков и клиентов;

– налаживать взаимовыгодное международное сотрудничество в сфере туризма, как на национальном, так и на региональном уровне;

– обеспечить маркетинговое продвижение отечественных туристских продуктов на рынках ближнего и дальнего зарубежья.

VI.Финансирование Программы

Реализация мероприятий Программы будет осуществляться в рамках средств республиканского бюджета при активном финансовом содействии и вкладе участников туристического рынка.

Пакет предлагаемых мер, реализация которых требует содействия органов местного самоуправления, будет финансироваться за счет средств местного бюджета. Немалую часть мероприятий планируется исполнить при финансовой поддержке международных организаций.

В рамках Программы финансовые средства будут акцентированы на проведении широкомасштабных информационных кампаний для продвижения сферы туризма, а также других мероприятий, способствующих достижению поставленных задач по развитию туристической отрасли Кыргызской Республики.

VII. Мониторинг и оценка

Система мониторинга и оценки реализации Программы будет построена на базе обозначенных в Матрице индикаторов мониторинга и оценки реализации Программы. Фактические значения индикаторов на регулярной основе будут представляться на ежеквартальной основе согласно приложению к настоящей Программе.

В целях реализации Программы разработан План мероприятий по реализации Программы Правительства Кыргызской Республики развития сферы туризма на 2019-2023 годы.

 

________________________________________________________

 

Приложение 2

 

План мероприятий

по реализации Программы Правительства Кыргызской Республики развития сферы туризма на 2019-2023 годы

Мероприятия Ответственные

исполнители

Сроки исполнения Источники финансирования Примечание
1. Макроэкономические прогнозные цели сферы туризма
1. Обеспечить рост ВВП в сфере туристической деятельности:

2019 г. – 5,3 %

2020 г. – 5,6 %

2021 г. – 6,0 %

2022 г. – 6,5 %

2023 г. – 7,0 %

МКИТ, МЭ, ГНС, НСК, полномочные представители ПКР в областях 2019-2023 гг. В рамках средств, утвержденных республиканским бюджетом Прогнозные данные составлены с учетом тенденций роста экономики Кыргызской Республики и прогнозных данных Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО)

 

2. Обеспечить рост числа иностранных туристов, въезжающих в Кыргызскую Республику (тыс чел):

2019 г. – 4800

2020 г. – 5100

2021 г. – 5300

2022 г. – 5600

2023 г. – 6000

МКИТ, МИД, ГПС, НСК, полномочные представители ПКР в областях 2019-2023 гг. В рамках средств, утвержденных республиканским бюджетом, привлеченные средства, донорские средства

 

Прогнозные данные составлены с учетом тенденций роста численности туристов, прибывающих в Кыргызскую Республику, и прогнозных данных Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО)
3. Обеспечить место Кыргызской Республики в рейтинге Всемирного экономического форума по развитию туризма:

2019 г. – 100 место

2021 г. – 80 место

2023 г. – 70 место

 

МКИТ, МИД, МЭ, МФ, МЗ, полномочные представители ПКР в областях 2019-2023 гг. В рамках средств, утвержденных республиканским бюджетом, привлеченные средства, донорские средства

 

Индекс конкуренто способности рассчитывается из 14 компонентов. Указанные компоненты отражены в стратегических программах Кыргызской Республики

 

2. Создание благоприятной законодательной среды для развития туризма
4. Провести анализ действующих нормативных правовых актов на предмет соответствия поставленным стратегическим целям и задачам в сфере туризма МКИТ,

по согласованию: туристические ассоциации, международные организации

Ноябрь

2019 года

В рамках средств, утвержденных республиканским бюджетом, привлеченные средства, донорские средства

 

Стратегические цели Программы требуют принятия эффективных нормативно-правовых мер
5. Разработать проекты нормативных правовых актов предусматривающие  соответствующие изменения и дополнения в действующие нормативные правовые акты, регламентирующие сферу туризма МКИТ

 

Октябрь

2019 года

В рамках средств, утвержденных республиканским бюджетом, привлеченные средства, донорские средства

 

 

Отдельные положения действующих нормативных правовых актов не соответствуют реалиям настоящего времени
6. Разработать Концепцию развития туризма в Кыргызской Республике, основными направлениями которой станут:

– развитая туристическая инфраструктура;

– развитие туризма в регионах;

– экология и безопасность туристов;

– туризм, основанный на духовности, самобытности культуре и обычаях кыргызского народа и т.д.

 

МКИТ, ГАООСЛХ, полномочные представители ПКР в областях,

по согласованию: туристические ассоциации, международные организации

Сентябрь

2021 года

В рамках средств, утвержденных республиканским бюджетом, привлеченные средства, донорские средства Новая концепция определит долгосрочный курс развития сферы туризма
7. Разработать профессиональные стандарты в сфере туризма МКИТ, МЭ, МТСР,

МОН, по согласованию:

туристические ассоциации,

Ассоциация горных гидов, международные организации

 

Декабрь

2020 года

В рамках средств, утвержденных республиканским бюджетом, привлеченные средства, донорские средства На сегодняшний день в сфере туризма отсутствуют стандарты
8. Совершенствовать учет и методологию статистики туризма с учетом рекомендаций Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) НСК, МКИТ, по согласованию: международные организации 2020 года

 

В рамках средств, утвержденных республиканским бюджетом, привлеченные средства В настоящее время перечень и методология требует совершенстования
9. Разработать электронный реестр туристических объектов МКИТ, ГКИТС, АПЗИ, по согласованию:

туристические операторы, международные организации

 

Декабрь

2019 года

 

В рамках средств, утвержденных республиканским бюджетом, привлеченные средства, донорские средства

 

 

Данная задача будет реализована в рамках Года развития регионов и цифровизации страны
3. Модернизировать базовые компоненты туристической инфраструктуры
10. Создать государственное предприятие «Кыргыз Туризм»

 

МКИТ Январь

2019 года

В рамках средств, утвержденных республиканским бюджетом

 

Разработан проект постановления Правительства Кыргызской Республики
11. Инвентаризация имущества -санаторно-курортных организаций в целях рационального использования объектов туристической деятельности

 

ФУГИ, МКИТ, полномочные представители ПКР в областях Сентябрь

2019 года

В рамках средств, утвержденных республиканским бюджетом

 

В настоящее время в сфере туризма действует 11715 объектов, часть которых имеет изношенность и требует капитального ремонта

 

12. Осуществить модернизацию и развитие международных аэропортов «Манас», «Ош» и «Иссык-Куль»:

– организовать электронные информационные щиты на русском и английском языках;

– обеспечить комфортность прибывающих туристов;

– улучшить пропускную способность;

– увеличить количество авиарейсов из потенциальных туристических стран

 

МТД, ГПС, ОАО «МАМ» (по согласованию), ГКИТС, полномочные представители ПКР в областях Декабрь

2022 года

В рамках средств ОАО «МАМ»

 

Отсутствие указанных требований сказывается на недостаточной динамике туристского потока в Кыргызстан
13. Реабилитировать автомобильные дороги республиканского значения и производить ежегодно капитальный ремонт не менее 120 км автодорог, ведущих к туристическим кластерам: Бишкек-Ош, Бишкек-Нарын-Торугарт, Бишкек-Балыкчы-Тамчы, Север-Юг, Ош-Баткен-Исфана, Талас-Тараз,

 

МТД 2019-2023 гг. В рамках средств, утвержденных республиканским бюджетом, привлеченные средства

 

Одним из препятствий для увеличения числа туристов является низкое качество автодорог республиканского значения
14. Разработать и внедрить туристическую рекламную программу:

– реклама в прессе;

– реклама на радио;

– реклама на телевидении;

– реклама в Интернете;

– наружная реклама и.т.д

МКИТ, полномочные представители ПКР в областях, ГКИТС, СМИ (по согласованию), мобильные компании (по согласовнии) 2019-2023 гг. В рамках средств, утвержденных республиканским бюджетом, привлеченные средства

 

Рекламная Программа должна отражать такие аспекты, как: туризм в регионах, экология и безопасность туристов, туризм, основанный на духовности, самобытности культуры и обычаях и.т.д.
4. Развитие туризма в регионах
15. Создать постоянные советы по развитию туризма в регионах с участием представителей бизнес структур в сфере туризма, в том числе представителей прикладного народного творчества

 

ГАМСУМО, МЭ, полномочные представители ПКР в областях Апрель                2019 года В рамках средств, утвержденных республиканским бюджетом, привлеченные средства

 

В настоящее время в регионах отсутствуют уполномоченные органы в сфере туризма
16. Разработать региональные планы развития туризма, включающие в себя:

– особенности и достопримечательности региона;

– максимальное использование местных природных ресурсов;

– развитие сельского, экологического, исторического, народно-прикладного и других видов туризма;

– развитие придорожной инфраструктуры;

– сохранение историко-культурных объектов;

– экологическая безопасность и т.д.

 

МЭ,  МТД, МКИТ, полномочные представители ПКР в областях

по согласованию: ОАО «Айылбанк», ОАО «РСК банк», РКФКР

Сентябрь

2019 года

В рамках средств, утвержденных республиканским бюджетом, привлеченные средства, привлеченные средства

 

 

Региональные планы должны содержать реальные задачи и соответствовать положениям данной Программы
17. Разработать и внедрить обновленную маршрутную карту объектов достопримечательностей в регионах МКИТ, полномочные представители ПКР в областях Ноябрь

2019 года

В рамках средств, утвержденных республиканским бюджетом

 

Необходимо разработать маршрутную карту с учетом положений Программы

 

18. Обеспечить сохранность историко-культурных объектов на территории регионов МКИТ, ГАМСУМО, полномочные представители ПКР в областях 2019-2023 гг. В рамках средств, утвержденных республиканским бюджетом, привлеченные средства

 

Историко-культурные объекты являются источником привлечения туристов и доходов местного населения

 

19. Развивать народно-прикладное творчество на местах:

– оказывать содействие местным сообществам в производстве и реализации ремесленных ручных изделий;

– пропагандировать лучшие достижения мастеров в стране и за рубежом

 

Полномочные представители ПКР в областях Постоянно В рамках средств, утвержденных республиканским бюджетом, привлеченные средства

 

Данная мера является значительным стимулом для продвижения национальных туристических продуктов
20. Проводить постоянную разъяснительную работу среди населения айылных аймаков на предмет привлечения в регионы туристов:

– создание позитивного имиджа;

– пополнение доходов семей;

– обеспечение безопасности

Полномочные представители ПКР в областях Постоянно Согласно анализу, развитие экологического и аграрного туризма в последние годы способствовало увеличению доходов жителей регионов
21. Привлечь региональные туристические ассоциации к развитию туризма в регионах Полномочные представители ПКР в областях 2019-2023 гг. В настоящее время в регионах отсутствует взаимодействие с туристическими ассоциациями

 

22. Обеспечить проведение Интернет-сети и установку вай-фай-системы на основных туристических объектах и достопримечательных местах страны

 

МКИТ, полномочные представители ПКР в областях, ГКИТС Декабрь

2021 года

В рамках средств, утвержденных республиканским бюджетом, привлеченные средства

 

В настоящее время данная система отсутствует
5. Упростить процедуру въезда туристов в Кыргызскую Республику
23. Проводить постоянную работу по привлечению иностранных авиакомпаний для выполнения полетов в третьи страны через аэропорты Кыргызской Республики

 

МТД Июль

2019 года

В рамках средств, утвержденных республиканским бюджетом

 

Расширение географии полетов, увеличение пассажиропотока из сегментов целевых туристических рынков
24. Упростить процедуру доступа к объектам туризма, находящимся на приграничных территориях МКИТ, ГКНБ, ГПС

 

2019-2023 гг. В рамках средств, утвержденных республиканским бюджетом

 

Посещение иностранными туристами туристических объектов, находящихся в приграничных территориях (анклав «Шахимардан», Республика Узбекистан)
25. Совершенствование процедуры выдачи электронных виз

 

ГКНБ, МИД Постоянно В рамках средств, утвержденных республиканским бюджетом

 

В рамках внедрения и расширения единой системы учета внешней миграции

 

26. Внести изменения в Закон Кыргызской Республики «О безвизовом режиме для граждан некоторых государств» в части продления срока действия Закона МИД Декабрь

2019 года

В рамках средств, утвержденных республиканским бюджетом В соответствии с Законом Кыргызской Республики для граждан 45 стран в 2020 году заканчивается срок действия безвизового режима

 

27. Обустройство и материально-техническое оснащение контрольно-пропускных пунктов через Государственную границу Кыргызской Республики

 

ГПС 2019-2023 гг. В рамках средств, утвержденных республиканским бюджетом

 

В настоящее время работа приграничных КПП осуществляется в авральном режиме, КПП «Ак-Жол», «Достук» и т.д.

 

6. Обеспечить надежную безопасность пребывания туристов в Кыргызстане
28. Утвердить нормативный правовой акт, регулирующий порядок соблюдения норм безопасности на горнолыжных базах (безопасность и подготовка горнолыжных трасс и соблюдение техники безопасности)

 

ГИЭТБ

 

Декабрь

2019 года

В рамках средств, утвержденных республиканским бюджетом

 

В настоящее время в стране отсутствует соответствующий нормативный правовой документ
29. Разработать и утвердить Правила устройства и безопасной эксплуатации подвесных канатных дорог ГИЭТБ,

туристические операторы

(по согласованию)

 

Декабрь

2019 года

В рамках средств, утвержденных республиканским бюджетом, привлеченные средства

 

В настоящее время в стране отсутствует соответствующий нормативный правовой документ

 

30. Разработать профессиональный стандарт спасателя МЧС, МТСР,

МОН,

по согласованию: Ассоциация горных гидов, Центр развития квалификации,

международные организации

Декабрь

2019 года

В рамках средств, утвержденных республиканским бюджетом, привлеченные средства, донорские средства

 

В настоящее время отсутствуют профессиональные стандарты
31. Разработать систему страхования в сфере туристической отрасли

 

Госфиннадзор,  Госстрах Декабрь

2019 года

В рамках средств, утвержденных республиканским бюджетом, привлеченные средства, донорские средства Система страхования должна соответствовать международным нормам
32. Разработать нормативный правовой акт, обеспечивающий безопасность пребывания иностранных туристов

 

МВД Май 2019 года В рамках средств, утвержденных республиканским бюджетом, привлеченные средства, донорские средства Согласно данным Всемирного экономического форума уровень безопасности туристов, прибывающих в Кыргызской Республики, остается на низком уровне
7. Обеспечить экологическую безопасность в целях развития туризма
33. Обеспечить охрану национальных и природных парков и музеев-заповедников, в том числе животного и растительного мира

 

ГАООСЛХ, МКИТ,

полномочные представители ПКР в областях,

по согласованию: туристические операторы,

международные организации

 

Постоянно В рамках средств, утвержденных республиканским бюджетом, привлеченные средства, донорские средства Экологический туризм является приоритетным направлением
34. Создать и разместить на каналах телерадиовещания социальные ролики, направленные на формирование уважительного отношения к окружающей среде ГАООСЛХ, по согласованию: ОТРК, международные организации

 

Постоянно В рамках средств, утвержденных республиканским бюджетом, донорские средства

 

В настоящее время не придается общественного значения проблеме

 

35. Обеспечить реконструкцию и реабилитацию инфраструктуры очистных сооружений:

– акватория озера Иссык-Куль;

– акватория озера Сон-Куль;

–коллективные средства размещения

ГИЭТБ, полномочные представители ПКР в областях, ГААСЖКХ, ГАООСЛХ Постоянно В рамках средств, утвержденных республиканским бюджетом, привлеченные средства, донорские средства

 

 

Текущее состояние очистных сооружений является серьезной проблемой для обеспечения комфортного пребывания туристов

 

36. Разработать методологию оценки природной рекреационной емкости действующих и потенциальных туристско-рекреационных зон ГАООСЛХ, НАН,

МКИТ, ПППКР в Иссык-Кульской области, по согласованию: туристические операторы, международные организации

 

Декабрь

2019 года

В рамках средств, утвержденных республиканским бюджетом, привлеченные средства, донорские средства

 

В настоящее время отсутствует данная методология
37. Продвигать идею сохранения снежного барса и других редких видов животных, как визитную карточку туристического имиджа страны

 

ГАООСЛХ, НАН, Фонд по сохранению снежного барса (по согласованию) Постоянно В рамках средств, утвержденных республиканским бюджетом, привлеченные средства, донорские средства

 

Создание мирового общественного резонанса вокруг идеи сохранения снежного барса и других редких видов животных на территории Кыргызской Республики
8. Продвижение страны на международном туристическом рынке
38. Разработать бренд страны, на основе принятой бренд- платформы

 

 

 

МКИТ Июнь

2019 года

 

В рамках средств, утвержденных республиканским бюджетом

 

Практически в настоящее время отсутствует руководство по брендированию страны

 

39. Создать имиджевый промо-ролик о туризме в Кыргызской Республике, в том числе для распространения на международном туристическом рынке МКИТ 2019-2023 гг. В рамках средств, утвержденных республиканским бюджетом, донорские средства

 

В настоящее время имиджевые промо-ролики не создаются на постоянной основе

 

40. Внедрить видеоролик «Pre-roll» на канале YouTube по основным целевым рынкам МКИТ, международные организации (по согласованию)

 

Постоянно В рамках средств, утвержденных республиканским бюджетом, донорские средства

 

В настоящее время отсутствует видеоролик «Pre-Roll» на канале YouTube

 

41. Разместить имиджевую информацию в глобальном Интернет-пространстве иностранными блогерами МКИТ, международные организации (по согласованию) Постоянно В рамках средств, утвержденных республиканским бюджетом, донорские средства

 

На сегодняшний день имеется недостаточное количество статей

о туристическом потенциале Кыргызской Республики, размещенных иностранными блогерами

42. Провести серию встреч Road Show в Объединенных Арабских Эмиратах, Германии и Республике Корея совместно с туристическими операторами Кыргызской Республики МКИТ, туристические ассоциации (по согласованию), международные организации (по согласованию)

 

2019-2023 гг. В рамках средств, утвержденных республиканским бюджетом, привлеченные средства, донорские средства В настоящее время в практике Кыргызской Республики отсутствует проведение Road Show (пресс-конференция, презентация традиций и народно-прикладного искусства и т.д.)
43. Провести продвижение туристского продукта Кыргызстана на внешних рынках путем участия в таких специализированных выставочных мероприятиях, как ITB (Берлин), KITF (Алматы), MITT (Москва), TOURSIB (Новосибирск), EXPOTRAVEL (Екатеринбург), Аrabian travel market (Дубай), а также других потенциальных для продвижения странах

 

МКИТ, МИД,

туристические ассоциации

(по согласованию)

2019-2023 гг. В рамках средств, утвержденных республиканским бюджетом, привлеченные средства

 

В настоящее время Кыргызской Республики участвует в 3-4 международных туристических выставках, что является недостаточным для продвижения туризма
44. Провести широкомасштабную информационную кампанию для продвижения отрасли туризма в социальных сетях (Social media marketing) МКИТ, международные организации (по согласованию) 2019-2023 гг. В рамках средств, утвержденных республиканским бюджетом, донорские средства Отсутствует платформа продвижения туризма в социальных сетях

 

45. Создать туристические информационные центры (ТИЦ) в городах Бишкек, Ош и Каракол, аэропортах «Манас» и «Ош»

 

МТД, ОАО «МАМ» (по согласованию), мэрии городов Бишкек, Ош и Каракол (по согласованию) 2019-2022 гг. В рамках средств, утвержденных республиканским бюджетом, донорские средства

 

ТИЦ будут оснащены оборудованием с программным обеспечением, позволяющим туристу получать необходимую информацию в течение 24 часов в сутки

 

46. Разработать и внедрить общие квалификационные требования к персоналу и выпускникам профессиональных образовательных учреждений в сфере туризма:

– обучение иностранным языкам;

– совершенствование учебных программ;

– совершенствование системы практических навыков

МОН, МТСР, МКИТ, по согласованию: туристические ассоциации, международные организации

 

Декабрь

2019 года

В рамках средств, утвержденных республиканским бюджетом, привлеченные средства, донорские средства

 

Действующая сегодня система образования в сфере туризма не дает должного эффекта
47. Разработать и внедрить учебные программные модули по начальному обучению и навыкам работы в туристической отрасли

 

МОН, МТСР, МКИТ, туристические ассоциации (по согласованию) Май 2022 года В рамках средств, утвержденных республиканским бюджетом, привлеченные средства, донорские средства В настоящее время указанные учебные программы в системе образования отсутствуют

приложение