Новости

«Разговоры о дороговизне отдыха на Иссык-Куле — стереотип. Попробуйте отдохнуть за эти деньги за рубежом»

Директор департамента туризма Максат Чакиев рассказал «Комсомолке» о готовности домов отдыха и здравниц, уровне сервиса, ценах и опасениях, связанных с отдыхом в Кыргызстане.

В погоне за успешным имиджем

— Максат Жолдошбекович, после вашего назначения на пост директора департамента туризма прошел без малого год. Что успели сделать за это время?

— Работа была не в новинку, так как отрасль я знал и предполагал, с какими трудностями столкнусь. Сразу поставил два приоритета: развитие внешнего и внутреннего рынков. Первое — это привлечение и увеличение потока туристов, как из Казахстана и России, так и из стран дальнего зарубежья. Задача — не из легких. Картину омрачал негативный имидж страны. Поэтому, чтобы завоевать доверие, мы разработали на 2014-2015 годы маркетинговую программу «Визит в Кыргызстан», в рамках которой уже скоро завершится работа над первым за период независимости республики имиджевым роликом. В коротких презентациях будут показаны только наши сильные и яркие стороны. Ролик планируем прокрутить по международным, российским и казахстанским каналам, делаем ставки на интернет. Презентационные диски передадим в посольства и консульства, чтобы при каждой удобной возможности они могли знакомить гостей с культурой и природой нашего края.
Кроме того, работаем над созданием единого туристического портала страны, где будет собрана вся информация о видах туризма в Кыргызстане, горнолыжных базах, отелях, пансионатах. Гость сможет получить ответы на любые вопросы, начиная c того, как правильно оформить визу, и заканчивая тем, где можно остановиться и какими услугами воспользоваться.
Что касается внутреннего рынка, то здесь речь идет о развитии туризма в депрессионных в туристическом плане регионах страны. Для этого было сформировано семь советов по развитию туризма в семи областях республики, которые должны выполнять самые разные задачи: от проведения фестивалей и выставок до решения важных инфраструктурных вопросов.
Дай Бог, в рамках программы «Айыл туризм» в 2015 году откроем первый этногородок. Этот проект будет работать по принципу акционерного общества или долевого участия, когда целое село сможет создать этнокомплекс (по примеру «Рух-Ордо») и стать его акционером, вкладывая что-то свое в развитие туристического бизнеса и, разумеется, зарабатывая на этом деньги.

Чем богаты, тем и рады

— Как прорекламируете открытие сезона?

— В конце мая планируем поездку в Казахстан, Ташкент, Узбекистан, где вместе с главами ДПС, Погранслужбы и представителями Иссык-Кульской области проведем ряд двусторонних встреч и официально объявим на пресс-конференции, что туристы могут без всяких сомнений ехать на отдых в Кыргызстан. Никаких препятствий не будет. Все готово к приему.

— Уточните, что уже сделано, а что еще предстоит? Как развивается сервис и инфраструктура? Какие требования к владельцам пансионатов и здравниц выдвигает департамент туризма?

— Основное требование к иссыккульским пансионатам и здравницам — соблюдение санитарно-эпидемиологических норм. Был проведен аудит, в ходе которого проверен каждый объект. Примерно 30 из 120 получили предписания. Если к началу туристического сезона они не устранят нарушения, то полномочные представительства Иссык-Кульской области комиссионно выпишут штраф и закроют их на этот летний сезон. То же самое касается придорожных кафе и туалетов. Те объекты, где царит антисанитария, будут закрыты, если не пройдут повторную проверку.
Относительно инфраструктуры и сервиса, развитие есть. Мы можем не дотягивать до международного уровня, но в сравнении со странами СНГ достаточно конкурентоспособны. Сходу могу назвать ряд пансионатов, где уровень обслуживания просто на высоте.

— Там же, где и цены?

— Это просто еще один расхожий стереотип. Съездите в Алматы, Астану, Москву, Стамбул, Анкару и попробуйте отдохнуть за эти деньги там. Многие любят сравнивать нашу туристическую отрасль с отраслями ведущих мировых держав, но при этом почему-то ни у кого не возникает мысли сравнить кыргызскую экономику с экономикой Соединенных Штатов, к примеру. Истории развития туризма в той же Турции более 50 лет. Они долго шли к тому, чтобы достичь нынешнего уровня. И мы тоже добьемся успеха. Тем более что за последние 20 лет уже стали лидерами на постсоветском пространстве по посещаемости, количеству горнолыжных баз, экотуризму. Да, первое впечатление могут испортить отдельные частники, нацеленные на сиюминутную выгоду. Они не стремятся улучшить сервис, в отличие от куда более успешных конкурентов, ежегодно проходящих тренинги по обслуживанию в ресторанах и номерах, безопасности, приему гостей. Но государство не может диктовать частному сектору свои условия. Зато мы можем рекламировать и продвигать только те субъекты, которые соответствуют всем требованиям. А их у нас предостаточно. Около половины стараются оказывать услуги на высоте. И речь идет не только о пансионатах и санаториях в Чолпон-Ате или Бостери. В других селах цены могут быть на порядок ниже, а уровень обслуживания — ничуть не хуже.

Такой «пиар» нам не нужен

— Как решаются вопросы безопасности на иссыккульских трассах?

— Будут передвижные посты. Убрать их нельзя — водители начнут лихачить. Ограничения такие: в населенных пунктах скорость должна быть 60 км/ч, вне — не более 90.

— А что в целом с безопасностью в Кыргызстане?

— Это уже третий стереотип, который, к сожалению, создается СМИ в конкурентных странах, пытающихся перенаправить поток туристов к себе. Аварии могут случаться где угодно. Мы не в силах исключить человеческий фактор. Но у нас не падают в обрывы целые автобусы с туристами, как это то и дело происходит в других странах, нет войны, киднеппинга или угрозы терроризма.

— Зато народная забава с перекрытием дорог стала уже традиционной.

— Это локальные социально-политические акции, которые могут проходить в любой демократической и недемократической стране. В прошлом году, например, всплески активности наблюдались только на южном побережье. Северного это никак не коснулось. Но, увы, раздули из мухи слона: «В Кыргызстане опять (!) небезопасно. По всей стране идут забастовки!». Для иссыккульцев иностранный турист — основной источник дохода, благодаря которому они будут жить целый год. Черный «пиар» им не нужен. Но, к большому сожалению, политики-псевдопатриоты, выводящие людей на улицы, создают этот негативный имидж искусственно, тем самым причиняя вред всем отраслям экономики. Их якобы патриотические акции в первую очередь бьют по привлекательности страны в туристическом и инвестиционном плане.

Озеро и горы — наше все

— Чем мы сегодня можем похвастаться?

— В 2013 году журнал Forbes включил горнолыжную базу «Каракол» в десятку лучших. Международная группа независимых путешественников Globe Spots добавила нашу республику в список 10 туристических стран, обязательных для посещения.
Подавляющее большинство туристов восхищаются Кыргызстаном. Да, может быть, мы не соответствуем Турции по сервису и туалетам, но наша изумительная по своей красоте природа, зимние виды туризма и озеро Иссык-Куль, экологически чистые продукты, культурные традиции и теплое гостеприимство — вне конкуренции.

— Вы так «вкусно» рассказываете. Свой отпуск тоже проведете летом на Иссык-Куле?

— В Таласской и Нарынской областях — замечательные горы, туда я и предпочитаю уезжать. Не люблю купаться и загорать, поэтому выезжаю на джайлоо, подальше от мирской суеты, мобильника и интернета. Там можно замечательно провести время: покататься на лошадях, вдоволь напиться кумыса и отдохнуть душой.

Языком цифр
В прошлом году Кыргызстан посетило 3 млн 65 тысяч туристов. Прибыль от туризма составила 560 миллионов долларов. Налоговые отчисления в бюджет страны — более полумиллиарда сомов. В сравнении с 2012 годом прирост количества отдыхающих достиг 10 %. На эту цифру в департаменте планируют увеличение прироста каждый год.

b0f3ae48e0a77f223fa89a03cb936707_500_0_0